ГУ МВД России по Свердловской области (gumvdso66) wrote,
ГУ МВД России по Свердловской области
gumvdso66

80-летию службы ГАИ-ГИБДД посвящается… Принципиальный инспектор ДПС Первоуральска


Конец восьмидесятых прошлого века. В одном из гаражей на Первомайке мужики под предлогом ремонта машины весело проводят время за «беленькой». Спиртное заканчивается, и один из собутыльников предлагает: «Давай сейчас на машине быстренько сгоняем до магазина…» «Спятил? – трезвея на глазах, отвечает товарищ. – Сегодня же Нафиков дежурит!»

Про инспектора дорожно-патрульной службы, старшего прапорщика милиции Евгения Робертовича Нафикова говорили: принципиальный, неподкупный.
В детстве Евгений Нафиков мечтал стать водителем. И пример перед глазами был: отец, Роберт Закирович, значительную часть жизни проработал шофером. Возможно, сын после армейской службы пошел бы по стопам Нафикова-старшего, но вмешалась судьба – в образе Александра Павловича Ерыкалкина, отца одноклассника, к которому Евгений зашел в гости. Александр Павлович работал в ГАИ. Он, поговорив с Евгением, предложил парню пойти работать в Госавтоинспекцию.

И 11 июля 1979 года Евгений Нафиков приступил к обязанностям инспектора дорожно-патрульной службы. Начинал старшиной, а вышел в отставку через 23 года 7 месяцев и 3 дня в звании старшего прапорщика милиции.
- Я считал: лучше быть хорошим инспектором, нежели не слишком хорошим офицером, - объясняет Евгений Робертович. – А свою работу я знал и любил.
Зачем инспектору усы? Рассматриваем снимки из семейного фотоальбома. На фотографиях 80-90-х годов ХХ века у Евгения Нафикова - роскошные усы.
- Специально отпустил, - смеется Евгений Робертович, - чтобы меня ни с кем невозможно было спутать. Просто работал в ГАИ инспектор, очень внешне на меня похожий.

Да уж, с такими богатыми усами инспектора Нафикова издалека узнавали. Водители шутливо-уважительно говорили: «Сначала усы, а потом уже и сам Нафиков». Уважительно потому, что не раз убеждались: он - честный гаишник, который взяток не берет, а если накажет водителя – то только, по справедливости.
 - Я не прятался за кустами, вставал так, чтобы водители меня сразу видели, - говорит Евгений. - И даже приветствовал, когда водители мигали фарами, предупреждая других, что на конкретном участке дороге - инспектор ГАИ. Это - тоже своего рода профилактика: водители едут аккуратно, соблюдая правила дорожного движения. До комичного доходило: водители вычисляли, когда я работаю по графику…

Инспектор – тот же психолог, утверждает Евгений Нафиков. Он видит, как водитель ведет машину, как ведет себя за рулем. Если водитель излишне развязный и разговорчивый или, напротив, сидит как «деревянный», голову боится повернуть. Если вдруг автомобиль не вовремя «заиграл» габаритными огнями или «крадется» переулками – инспектор ГАИ сразу понимает, что перед ним - нарушитель. Пьян. Или машина в угоне. Или водитель пользуется поддельными документами. В девяностые годы город такими фальшивыми удостоверениями буквально захлебывался. Сколько подделок изъяли инспектор ДПС Нафиков и его коллеги – не сосчитать.

С инспектором Нафиковым водители предпочитали не спорить. Кое-кто даже сравнивал его с героем художественного фильма «Инспектор ГАИ» - такой же неподкупный.

- Одно время за грубые нарушения правил дорожного движения в талоне водителя делалась компостерная просечка, - вспоминает Евгений Нафиков. – Очень этого водители боялись. Потому что если в течение года есть две просечки, то водителя лишают прав на год. Для водителя-профессионала – это самая настоящая трагедия. Мера была действенная. Ставишь просечку в талоне за серьезное нарушение и видишь, как у человека все опускается внутри после щелчка компостера. А сейчас посмотришь досье отдельных автолюбителей – сколько нарушений правил дорожного движения, сколько штрафов «висит» - и никого это особо не пугает. Может, потому сейчас столько нарушителей?

Дорожные истории: курьезы…

Впрочем, «лютым гаишником» Евгения Нафикова не считали. Справедливым – да. Первоуральские водители знали, что без вины виноватым не сделает, а вот заезжие…

Был такой случай. Дежурил инспектор ДПС Нафиков на участке дороги напротив здания, в котором сейчас располагается ГИБДД, проверял скоростной режим. Видит: грузовик разогнался. Неместный. С дагестанским номером. Инспектор остановил нарушителя. Из кабины выходит водитель – руки чуть ли не по локоть в мазуте, сам небритый, уставший.

Евгений Нафиков объяснил причину остановки.

- Да понимаешь, не раз ломался по дороге, еле дотащился до города, - пожаловался водитель. – А тут с горочки вдруг разогнался.
 - На этот раз ограничимся предупреждением, - сказал инспектор. – Больше не нарушайте.

- А штраф? – удивился шофер грузовика.

- Но ведь вы - гость города, видно, что устали в дороге. Думаю, предупреждения достаточно, - терпеливо повторил Евгений.

И услышал в ответ недоуменно-ошарашенное:

- Слушай, дорогой, чем я тебя обидел, что штраф не берешь?

Но бывали и другие истории. Когда приходилось инспектору ДПС и за угонщиками гнаться, и пьяных водителей урезонивать, и с виновниками ДТП разбираться. В те годы про эвакуаторы и не знали, впрочем, любая техника была в дефиците, потому инспектор ГАИ обязательно возил с собой моток толстого каната – на тот случай, если придется транспортировать машину проштрафившегося водителя или с места ДТП на стоянку. А бывало, и труп погибшего в ДТП, приходилось перевозить в багажнике служебного автомобиля. Об этом не принято рассказывать.

Вот еще одна история от ветерана ДПС Евгения Нафикова:
- В один из летних дней восьмидесятых годов сотрудники ГАИ проводили рейдовую операцию. В экипаже вместе со мной были Андрей Белов и Игорь Шулин. Мы несли службу в районе Талицы. Раннее утро. Вдруг видим: идет грузовик марки «Татра» с прицепом. И, не включая сигнала «поворот», двигается на заправку под знак «Въезд запрещен». Андрей пошел к грузовику, а тот как газанет, и в сторону, где наш служебный «Москвич».

Каким-то шестым чувством Нафиков почувствовал подвох в маневре водителя подозрительного грузовика и успел вывести машину буквально у него из-под носа.

- Мы начали преследование. Он рванул в сторону города. Мы попытались вывести грузовик из строя, открыли огонь по колесам, но как только поравнялись с грузовиком, он пошел на боковое столкновение. Наш «Москвич» снесло с дороги, чудом я остановил автомобиль прямо перед деревом, а «Татра» уже выписывала по дороге «змейку» - прицеп оторвался, перевернулся и встал поперек дороги.

На Урицкого грузовик чуть не сбил автобус, благо, тот шел пустым, и рванул в сторону Первомайского переезда.

- Обогнать грузовик не могу, стрелять бесполезно – пули от кузова рикошетят, - вспоминает Евгений Нафиков. - А переезд закрыт. И грузовик – под опущенный шлагбаум, сбивает габаритную опору, ударяет по казарме за будкой и замирает – повредил топливный бак. Первая мысль: а вдруг поезд? Ведь это же катастрофа! Но пронесло. Когда мы задержали водителя, выяснилось, что он не только пьян, но еще и угонщик. Этот грузовик с прицепом был угнал ночью из Екатеринбурга.

Таких детективных историй за время службы было немало.
- Каждый день был непредсказуем, - говорит Евгений Робертович. – Инспектор ДПС – сопряженная с риском для жизни работа. Никогда не знаешь наверняка, придешь ты домой или нет. Но это твоя работа. И ты должен честно ее выполнять.

За безупречную службу в ГАИ Евгений Робертович Нафиков отмечен ведомственными наградами.


Валентина Поваляева, газета «Вечерний Первоуральск» (г. Первоуральск)

Управление ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments