ГУ МВД России по Свердловской области (gumvdso66) wrote,
ГУ МВД России по Свердловской области
gumvdso66

В преддверии 80-летия ГАИ-ГИБДД Невьянские полицейские вспоминают о ветеранах милиции


«Помощь на дороге» таков был жизненный  девиз сотрудника ГАИ Виктора Давыдова.

В 2014 году перестало биться сердце прекрасного человека, горячего патриота, преданного своему делу ветерана МВД Виктора Давыдова. В преддверии 80-летия ГАИ-ГИБДД хотелось бы вспомнить о  нем, о человеке с активной жизненной позицией.  Он прошел  от инспектора ГИБДД до начальника ГАИ. Это был человек долга и чести! Светлая память о нем навсегда сохранится в нашем сознании и памяти.

О том, чтобы пойти на службу в ГАИ, Виктор Давыдов начал задумываться давно, еще когда в далекие 70-е учился в Оренбургском автотранспортном техникуме. Студенты тогда с энтузиазмом участвовали в рейдах добровольной дружины, помогали сотрудникам милиции и имели возможность поближе познакомиться с их работой.

  Особое впечатление тогда на Виктора произвел один случай, который заставил по-другому, более серьезно взглянуть на свою мечту. Студенты возвращались домой, когда увидели впереди колонну машин, стоявших у железнодорожного переезда. Автомобиль «Колхида», ехавший с прицепом, по какой-то причине застрял прямо на железнодорожных путях. Налетевший тепловоз отбросил прицеп, а «Колхиду» смял и покатил перед собой грудой исковерканного железа, в которой оказались вмурованы три человеческих тела …

-Не по себе было, - вспоминал Виктор Михайлович. – Как же так? Почему такое вообще произошло? Кто виноват – водитель, который пренебрег правилами, или, может, железнодорожники, не закрывшие переезд?..

   Именно после той страшной аварии стало крепнуть в нем это желание – помогать людям на дорогах. Разобраться, как и почему такое случается, предотвратить или свести к минимуму подробные ситуации – позже это станет основной задачей, главным жизненным стремлением  госавтоинспектора В.М. Давыдова.

  Однако путь к полосатому жезлу оказался длиннее, чем полагал молодой человек. Сначала была служба в армии в войсках ПВО, куда он отправился вместе с родным братом – разница в возрасте у них была всего год, и военком своим росчерком поменял пограничный автобат Виктора на почти заграничную Эстонию.

    И надо же так случиться, что именно младший брат Виктора, Владимир, первым надел милицейскую форму, став сотрудником Госавтоинспекции в Орске, а позже дослужившись до должности командира отделения батальона.

   А Виктор уехал на Урал, следом за двумя своими сестрами, которые обосновались в поселке Цементный. Молодому человеку со специальным образованием и армией за плечами тут же предложили должность заведующего гаражом  крупного тогда совхоза «Невьянский», которую он занимал три года. Вот тут- то по долгу службы ему снова пришлось близко работать с сотрудниками ГАИ. Геннадию Александровичу Бородину, приезжавшему в хозяйство на техосмотры сельхоз техники, приглянулся толковый, дисциплинированный парень, и по его рекомендации возглавлявший тогда местную ГАИ С.Е. Коновалов сделал Виктору предложение, от которого тот не смог отказаться. Как считает сам Виктор Михайлович, «видно, созрел, и можно было воплощать давнюю мечту».

     Тогда в Невьянском ОВД действовала развитая система шефства и наставничества, во многом благодаря тому, что были сильные партийная и комсомольская организации, а также тому, что существовала должность заместителя начальника ОВД по политико-воспитательной работе. Долгие годы эту должность занимал Евгений Федорович Нохрин, который по-отечески относился к новичкам и прикладывал все силы, чтобы они побыстрее постигали азы службы и вливались в коллектив.

  Итак, в 1981 году В.М. Давыдов стал инспектором ДПС. Наставником на первое время для введения молодого сотрудника в курс дела ему определили В.А. Пейсаховича. И уже одно из первых их совместных дежурств принесло неожиданное приключение, запомнившееся на всю жизнь.

    Ездили они тогда на старенькой «Волге», хорошо послужившей еще в АТП и требовавшей частого ремонта. Вот после очередного такого ремонта ближе к вечеру  отправились новоиспеченный инспектор-стажер со своими наставниками патрулировать городские улицы. Около магазина №9 они заметили грузовик, стоявший с открытой дверцей. Чуть позже из магазина вышел водитель, и сотрудникам ГАИ показалось, что он не совсем твердо стоит на ногах. Тем временем шофер залез в кабину и завел мотор. Надо сказать, что новичок Давыдов еще не успел к тому времени получить милицейскую форму, и на сигнал штатского остановиться водитель грузовика не обратил никакого внимания. Ну, а появление В.А. Пейсаховича, сотрудника ГАИ в форме, только заставило нарушителя дать по газам. Началась погоня по городским улицам. А в районе старой бани на ул. Красноармейской тяжелый грузовик просто наехал на пытавшуюся остановить его патрульную машину и столкнул ее с дороги.

     «Волга» легла на бок в кювет, а нарушитель унесся, не притормозив. Конечно, с рук ему это не сошло – нашли его очень быстро, и он ответил по всей строгости закона.

        Случившееся отнюдь не отвратило молодого инспектора от выбранного пути, наоборот, заело, ударило по самолюбию: «Как же так! Меня, представителя закона на дороге, просто проигнорировали!». Но и пришло твердое осознание того, что служба в ГАИ – это не только когда все слушаются взмаха твоей полосатой палочки, но и такие вот моменты, связанные с риском в ГАИ мало одного желания, нужно еще и призвание – призвание помогать водителям на дороге. Не только штрафовать и наказывать, не только служить сдерживающим фактором для лихачей и нарушителей, но и работать над тем, чтобы вообще не возникало ситуаций, требующих вмешательства инспектора ГАИ. А это огромная работа по организации дорожного движения, контроль за техническим состоянием транспортных средств и воспитание правильного поведения на дороге.

   -  Это ответственная и интересная, а порой и не предсказуемая работа, требующая большой самоотверженности, поскольку, как «государев человек», ты перестаешь принадлежать себе и своей семье, - говорил В. Давыдов. – Ты всегда на службе. И когда утром идешь на работу, знаешь, что сегодня, к примеру, будешь осуществлять надзор за техническим состоянием техники на автотранспортном предприятии или принимать экзамены по вождению, но действительно не знаешь, чем может закончиться твой день – тревогой, расследованием аварии или спокойным дежурством без особых происшествий, чего бы так хотелось.

     Вот только не всегда так получается… Как ни крути, причина любого ДТП сводится к одной из трех: состояние дороги, техническое состояние транспортного средства и пресловутый человеческий фактор. Хотя зачастую они объединяются.

    На Тагильском тракте на проезжей части остановили сломавшуюся машину, груженую металлопрокатом.  Оставили без габаритных огней, без каких-либо предупреждающих знаков. И легковушка, несшаяся по шоссе, просто въехала на полной скорости в швеллера, которые прошли автомашину на сквозь. Водителя и пассажира просто пригвоздило к креслам. Жуткое зрелище! И кто здесь виноват? Шофер грузовика, поленившийся или забывший о предупреждающих знаках, или водитель легковушки, не успевший вовремя среагировать на препятствие?

Но подобные случаи действовали на Давыдова как вызов, заставляя снова и снова анализировать все факторы и нюансы случившегося ДТП и размышлять о том, что должна предпринять служба ГАИ, чтобы такого больше не случалось.

   Давыдову было на кого равняться в работе. Характер его пестовался такими руководителями ОВД, как мудрый и дипломатичный А.И. Потапов и умелый и опытный В.В. Карамышев. Примером для многих был серьезный, скрупулезный, ответственный Владимир Михеевич Константинов. Серьезно относился к делу, честно – «если должно быть так, так и должно быть» - Геннадий Александрович Бородин. Служил рядом и Владимир Васильевич Быстриков, начинавший инспектором ГАИ, а потом откомандированный в областной батальон, где он и дослужил до майора и имел репутацию «крепкого командира». В. Давыдов перенимал, как губка, образ настоящего милиционера, работника ГАИ.

  - У моего первого командира С. Е. Коновалова, - рассказывал В. Давыдов, - я тоже старался перенимать его лучшие качества, особенно его наступательность в решении вопросов. Так Коновалов добился передачи федеральной трассы на обслуживание областному батальону ГАИ, а потом его примеру последовали и другие, и по всей области на всех трассах федерального значения стали работать посты областной Госавтоинспекции. А чтобы в трудные 90-е годы улучшить материально-техническую базу отдела внутренних дел, начальник ГАИ Коновалов, идя на риск, брал кредиты на приобретение автотранспортных средств, и наш автопарк тогда значительно улучшился.

     Знающий, ответственный и добросовестный сотрудник, В. Давыдов был на хорошем счету у начальства. Поэтому не удивительно, что в 1985 году тогдашний начальник милиции В.В. Карамышев предложил Виктору Михайловичу работу дежурного по отделу. Давыдов долго не соглашался, дескать, я – гаишник, а там специализация другая. Но командир был непреклонен: «Ты нужен мне здесь!» Правда, дал честное слово, что отпустит его, как только освободится первая офицерская должность.

    В. Давыдов получил бесценный опыт на работе в дежурной части, где приходилось держать руку на пульсе жизни района. В этом ему помогали В.А. Гольцев и В.Ф. Демяшкин. Виктор Михайлович узнал цену ответственности, когда приходилось брать на себя бремя самостоятельных решений, организовывать работу нескольких десятков людей. А его наблюдательность и опыт не раз помогали ему в раскрытии преступлений по горячим следам .

       Мне пришлось раз быть с ним на одном дорожно-транспортном происшествии. В присутствии прокурора, начальника криминальной милиции он тщательно осмотрел место преступления и доказал, что это не ДТП, а убийство – обнаружил гильзу от пистолета, что помогло раскрыть преступление.

       Через год и три месяца Давыдов вернулся в ГАИ уже старшим инспектором и стал руководить группой инспекторов.

    А В 1989 году нашими совместными усилиями с главой города В. Масленниковым и начальником ГАИ Коноваловым был решен вопрос об открытии в Невьянске регистрационно-экзаменационного подразделения РЭП, первым в невьянской истории начальником которого был назначен Виктор Михайлович Давыдов.

     Надо сказать, что раньше все свои регистрационные дела водители были вынуждены решать в Нижнем Тагиле, РЭП которого обслуживал и территорию нашего района. Дважды в месяц его специалисты приезжали в наш город. Это было крайне неудобно – с каждым годом транспорта  становилось больше, как и желающих получить права. И создание Невьянского РЭП стало просто необходимостью.

    Пару месяцев новоиспеченный госавтоинспектор РЭП стажировался в областном центре, потом коллеги из Нижнего Тагила  вручили ему все регистрационные учетные карточки на транспорт, все журналы и печать, и в начале марта 1989 года Невьянский РЭП принял первых посетителей. Начинали с двух комнаток в кубе «Строитель» на Кирпичном. Одновременно осваивая  новое дело, занимались обустройством новых мест, выбивая машины для экзаменов, устраивая площадки для проверки транспорта и ведя прием граждан. В. Давыдов сразу стал следовать принципу: окно приема не закрывалось до тех пор, пока не уходил последний человек из пришедших сегодня. На сотрудников РЭП сразу свалилось множество «мелкой работы». Человек поменял адрес, купил новый двигатель – все эти изменения должны фиксироваться в регистрационных документах. Но из-за того, что это нужно было делать в другом городе, водители годами не регистрировали двигатели или новое место жительства. Документы следовало привести в соответствие. И ведь никто не отменял другой работы!

  К слову сказать, нашему РЭПу помогали все: и областное управление ГАИ – методической литературой, бланками, карточками, и городские власти, и руководители местных предприятий. А во все остальном, как говорится, приходилось проявлять смекалку и изыскивать внутренние резервы.

     Начинали в прямом смысле с пустого места. Была инициатива и человек, который взял на себя ответственность. Но даже физически справиться с объемом навалившейся бумажной работы было невозможно. И первым помощником Давыдова в РЭП стала секретарь-машинистка Галина Николаевна Отинова. Когда наплыв людей стал еще больше (присоединились водители из Кировграда), удалось выпросить у областного управления ГАИ еще одну должность инспектора РЭП, которую занимал С. Токписев. Потом сюда приняли Федора Дмитриевича Арсеньева.

С Образованием отделения ГАИ в Невьянске Виктор Михайлович Давыдов стал заместителем начальника  отделения ГАИ, а когда в 1994 году легендарный первый начальник Невьянской ГАИ Семен Ерофеевич  Коновалов ушел на заслуженный отдых, сменил его на этой должности.

       Начальник ГАИ В.М. Давыдов никогда не делил служебные обязанности на свои и чужие и учил этому подчиненных.  Личный состав Госавтоинспекции участвовал в раскрытии уголовных преступлений, а не только в расследовании ДТП или угонов автотранспорта, и зачастую сотрудники ГАИ оказывались первыми на сработке тревожной сигнализации или выявлении нарушителей общественного порядка на улицах. У Давыдова и его подчиненных было полное понимание того, что борьба с преступностью не имеет ни границ, ни национальностей, ни разделения на «зоны ответственности».

  Он сам не давал повода для подкупа, всегда честно следовал букве закона, был не терпим к нарушителям дисциплины, разгильдяйству, случайным людям в милиции. Виктор Михайлович требовал не только знание нормативных актов, но и справедливого отношения к человеку, правильно нацеливая сотрудников на цель. А цель у нас всех одна – борьба с преступностью.

   И не каждый руководитель обладает такой хозяйственной жилкой, какая есть у Виктора Михайловича Давыдова.

   В середине 90-х заместителем начальника Управления ГИБДД области был полковник Решетнюк – человек живой, энергичный, подвижный и беспокойный, который и всех начальников на местах заставлял шевелиться. Приехал он в тогдашнее здание ГАИ на Крылова,17, посмотрел на эту избушку и заявил:

    - Давыдов, ты все еще сидишь в этой халупе на курьих ножках?! Я к тебе вообще скоро ездить не буду – уж больно лестница у вас крутая.

   Давайте, решайте, ищите, добивайтесь нового здания! Ну что это ГАИ – и в таком помещении!..

   Давыдову пришлось «поднимать» и этот вопрос. И когда было выстроено новое здание милиции, часть кабинетов в старом здании отдали ГАИ. Он организовал перепланировку помещения, ремонт кабинетов. В лучшую сторону изменились условия работы, появились кабинеты административной практики, технического надзора, было, где разместить взвод.

     Параллельно занимались техническим оснащением Госавтоинспекции. Централизованно получить новую технику или оборудование было практически невозможно.  «Изыскивать внутренние резервы» было тогда (да и остается до сих пор)любимым напутствием любого начальника. Ну, еще обещание: «Мы вам поможем – приедем и проконтролируем!». Поэтому Давыдов и его команда изыскивали, доставали, писали письма, с кем-то встречались, кого-то просили…

   К слову сказать, тот же полковник Решетнюк, любивших озадачивать подчиненных сложными заданиями, усиленно заставлял руководство Невьянской ГАИ заниматься компьютеризацией. И именно в РЭП появился один из первых компьютеров, приобрести который помог тогда Кировградский медеплавильный комбинат.

  А в приобретении автомашин помогали директор Невьянского леспромхоза Петр Алексеевич Терентьев и директор АТП Павел Анатольевич Лелюшкин. Да и многие Невьянские предприятия внесли свою лепту в историю развития нашей Госавтоинспекции. Серьезно помогли тогда  А. Сандаков , директор цементного завода, В. Вечкаев, директор совхоза «Аятскский», С. Назаров и В. Васильев, руководившие тогда филиалом «Модуль» Невьянского механического завода. Очень много помогал тогда и глава города В. Масленников.

   Когда в новом помещении ГАИ оборудовали РЭП с подготовленными классами, просторным помещением с  мраморной облицовкой для приема граждан, места для инспекторов на приеме на два окошка, на открытие пригласили начальника милиции общественной безопасности ГОВД Свердловской области генерал-майора Виталия Семеновича Леканова и начальника УГИБДД полковника Виталия Сергеевича Рямова. Высокая комиссия, пройдя по светлым кабинетам, была просто в восхищении. Сюда людям удобно приходить на прием, и приказом начальника главка все отличившиеся в ремонте были поощрены денежной премией.

РЭП тогда действительно стал «изюминкой» нового здания – просторные кабинеты, большие витражи, специальные классы для приема экзаменов… Культурно стало в помещении, и больше стало культурных у сотрудников Ф. Арсеньева, руководившего тогда РЭПом.

  Кстати, в Невьянске, из-за того, что РЭПу были выделены дополнительные площадки, появился и один из первых в области «Полароид». Людям стали выдавать водительские права современного образца.

Новый пост начальника ГАИ прибавил В.М. Давыдову не только ответственности, но и … головомоек. Деятельность ГАИ традиционно оценивается по состоянию аварийности в районе, раскрываемости преступлений. И когда статистика показывает рост, особенно с детским травматизмом или смертельными исходами, естественно, будь готов, что тебя будут заслушивать в  управлении, будут «строить и воспитывать», назначая сроки «для исправления ситуации».

  Но парадокс  в том, что у кривой аварийности нет прямой зависимости от деятельности конкретной службы Госавтоинспекции. ГАИ может повлиять, в лучшем случае, на 10-15% ситуаций. Остальное… Иногда–дело случая, но чаще – человеческая неосмотрительность, неосторожность, пренебрежение правилами дорожного движения.

    -Начинаем разбираться в ДТП,- говорил В. Давыдов, - Дорога идеальная, знаки стоят, видимость отличная, а человек погиб. В чем причина? Чисто человеческий фактор: или уснул за рулем, или был нетрезв, или отвлекся…

    Аварийность зависит от водителя, машины и дороги. Но наш Невьянский район – проездной, и ДТП большей частью приносят транзитники. Конечно, какие-то профилактические мероприятия можно провести с местными водителями, съездить в автотранспортные предприятия… А виновник аварии ехал из Башкирии на свадьбу и врезался в кран, который машину из кювета вытаскивал. Пассажирка ударилась головой и погибла. И как повлиять на эту ситуацию?

      В. Давыдов считал, что начинать надо с воспитания водителей, с изменения устаревшей системы обучения вождению. Учить надо ситуационной езде, умению просчитывать свою позицию на дороге, свои действия и действия других участников движения. Даже если ты прав, притормози, остановись, пропусти дурака . Спасешь по крайней мере две жизни. Жаль, что систему обучения не изменить на уровне начальника ГАИ! Но можно рекомендовать автошколам увеличить часы практики вождения, обыгрывать различные ситуации, складывающиеся на дорогах. А еще призывать будущее водителей серьезнее относиться к учебе.

         Надо серьезно заниматься дорогами, организацией дорожного движения, строительством нормальных широких дорог с необходимой разметкой, знаками и указателями, которые помогут вовремя и адекватно ориентироваться на дороге. Это большое, вроде не заметное, но крайне важное дело.

       Не менее важным Виктор Михайлович считает правильный подбор и воспитание сотрудников Госавтоинспекции.

   -  Основной чертой сотрудника ГАИ, - говорил В.Давыдов, - должна стать порядочность, ответственность, желание помогать людям, любовь и уважение к ним. Человек, приходя на службу в Госавтоинспекцию, должен понимать, что он пришел сюда не для того, чтобы получить, а чтобы отдать – в трудную минуту прийти на помощь, показать и подсказать, как действовать и поступать правильно.

             И каждым днем своей службы в ГАИ Виктор Михайлович Давыдов подтверждал этот свой тезис. А сегодня милицейскую дистанцию Давыдовых успешно продолжает его дочь, тоже ставшая сотрудником Госавтоинспекции.

    Ясное осознание своего предназначения в жизни, верность принципам и служебному долгу принесли В.М. Давыдову безоговорочное  уважение коллег и звание подполковника. Он стал первым в Невьянске начальником ГАИ, первым сотрудником Госавтоинспекции, который получил это звание.

     В.М. Давыдов оставил после себя в милиции добрые традиции. Он воспитал замечательную смену. Среди его учеников – Ю.Г. Николаев, А.В. Юганов, А.Н. Кокорин, С. Делидов…

       Я очень благодарен Виктору Михайловичу за то, что он был моим подчиненным. Прямо могу сказать, что он ни разу не подвел ни меня, ни личный состав ОВД, и мы все гордимся, что нам выпала честь служить вместе с ним. Вечная ему память…

По стопам отца служить в полицию пришла дочь Виктора Михайловича –Светлана.

Почетный гражданин г. Невьянска,

начальник ОВД (1989-2007),

полковник милиции Г.Козлов


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments