3 октября отмечается профессиональный праздник сотрудников специальных подразделений полиции – День ОМОН (Отряд мобильный особого назначения). Именно 3 октября 1988 года по приказу МВД СССР впервые в четырёх республиках, входивших в состав СССР, были созданы отряды милиции особого назначения.
Они решают большой спектр проблем, связанных с охраной правопорядка, работают в «горячих точках» нашей страны и там, где остальные подразделения МВД не могут справиться в одиночку. Подразделения ОМОН лучше вооружены по сравнению с обычной полицией, а его сотрудники проходят жесткий отбор и специальную подготовку.
Для ОМОНовца главное не говорить, а действовать, это объясняет то, что эти люди не любят распространяться о своей служебной деятельности, так же как и о личной жизни. Правда, в преддверии профессионального праздника у нас появилась возможность встретиться с командиром взвода ОМОН ГУ МВД России по Свердловской области (дислокация Нижний Тагил) старшим лейтенантом полиции Андреем Насыровым.
– Андрей, расскажите про боевые операции, в которых вы принимали участие, о задержании преступников?
Андрей: – У нас в городе в основном всё спокойно. Но мы не расслабляемся, потому что опыт показывает, что ситуации, где нужна наша помощь, случаются неожиданно. Нас также часто направляют в служебные командировки, где мы обеспечиваем охрану общественного порядка, «усиляем» сотрудников ГИБДД, участвуем в рейдовых мероприятиях.
А как, и что мы проводим, это, как говорится, секрет фирмы.
– Как проходит ваш обычный рабочий день?
Андрей: – В полвосьмого утра – я уже на рабочем месте. Сначала у нас совещание, на котором командир ставит задачи. Затем, согласно расписанию, до обеда у нас физическая подготовка, а после тактические занятия, также ежедневная работа по охране порядка в родном городе, участие в качестве силовой поддержки в оперативных и профилактических мероприятиях с другими подразделениями полиции. Вечером подводятся итоги рабочего дня. Дома обычно я оказываюсь часов в девять.
– Почти тринадцатичасовой рабочий день! Не многие смогут осилить.
Андрей: – Согласен, сможет не каждый. График у нас тяжёлый, но к нему просто надо привыкнуть. И привыкаем, иначе мы не были бы «особым отрядом», у нас всё по-особому!
– А как вы отдыхаете?
Андрей: – Как и у всех, у нас есть отпуск, изредка бывают выходные. Для меня отдых – смена вида деятельности. Здесь настолько много активности, что дома хочется полежать на диване, посмотреть телевизор, позаниматься с ребёнком.
– Что привело вас в профессию?
Андрей: – Вот молодое поколение много знает об ОМОН посредством телевидения, но я в своё время даже не слышал об этой организации. Просто так получилось, что после армии в 1996 году за компанию с другом пришёл в отряд и сразу понял, что это – моё! В первую очередь понравился коллектив. Если человек «свой», он быстро осваивается, а если нет – такие не задерживаются, случайных у нас нет.
Других мотивов у меня тогда не было, так как работа сложная, ответственная.
– Вот уже 18 лет Вы служите в спецподразделении. Какие изменения можете отметить?
Андрей: – Во-первых, мы сейчас получаем достойную заработную плату. Во-вторых, база стала глобальнее – везде ремонт, у каждого взвода есть своя комната отдыха, два полностью оборудованных спортзала, большой автопарк. Раньше один УАЗик на всех, да и тот на добром слове ездил. Самое главное, люди в отряде по-прежнему крепкие и сильные духом.
– В начале разговора вы упомянули, что утром занимаетесь в спортивном зале. Сколько вообще времени отводится физической подготовке?
Андрей: – Можно сказать, целый день. По-другому нельзя, в нашей профессии от того, как ты сегодня потренировался, завтра может зависеть твоя жизнь и жизни людей. Так что, мы не «халтурим».
Сначала мы занимаемся физическими упражнениями, потом тактикой – работа с оружием, проигрывание ситуаций: захват здания, заложников, массовые беспорядки, прыжки с парашютов, спуск с вертолета.
– И не страшно?
Андрей: – Конечно, страх присутствует, у всех нормальных людей он есть. Я тоже не являюсь исключением: сначала боялся с вертолёта прыгать, но суть как раз в том, чтобы преодолеть свой страх. На практике не было таких случаев, чтобы кто-то отказался и не прыгнул. Надо – значит надо.
– Мы имели возможность наблюдать, как вы тренировались в зале. У вас прекрасная физическая форма, вы занимались спортом с детства?
Андрей: – Конечно занимался, попробовал всё: от самбо и карате, до бокса и бегп. Сейчас тяжелее стало следить за своей формой, но мне не солидно понижать планку. Я считаю, что независимо от сферы деятельности мужчины, он должен держать себя в форме, чтоб и пакеты тяжелые на пятый этаж поднять, и пару остановок пробежать, и постоять за себя мог.
– На работе Вы должны быть жёстким, а какой Вы дома, строгий ли Вы папа?
Андрей: – Нет, не строгий, но справедливый.
– А хотели бы, чтобы сын пошёл по вашим стопам?
Андрей: – Это его выбор. Кем бы он ни стал, возможно, всё же пойдёт в спецподразделение, я не буду возражать. Но в любом случае, я знаю, что он готов к любым испытаниям, ведь с шести лет занимается борьбой, выезжает на различные соревнования. Он собирается идти в армию, а дальше – как решит.
– Как сказывается профессия на жизни?
Андрей: – Дома я провожу гораздо меньше времени, чем на работе и бывает, что забываюсь, начинаю говорить командным тоном, но меня успокаивают, напоминая, что я уже дома и здесь меня и так поймут.
– В работе ОМОНа есть не только физический, но и психологический аспект. В этом плане вас тоже готовят?
Андрей: – Да, у нас в отряде есть психолог. Она следит за состоянием и настроением бойцов. Регулярно мы проходим специальное комплексное тестирование на определение характера личности.
Более того, скажу, что именно на этапе проверки психологической подготовки человека отсеиваются около 70 % кандидатов на службу в отряде. Спортсмены, мастера спорта сдают нормативы, проходят жёсткий отбор и медицинскую комиссию, но специалисты определяют, что в психологическом плане человек не готов к такой работе – и другие критерии уже не рассматриваются.
– Для обычных людей предусмотрены нормы ГТО, но у вас и нормативы, наверное, тоже особенные?
Андрей: – Ещё бы! Для того чтобы попасть к нам, кандидат должен пробежать три километра на время, потом подтягивания, отжимания, упражнения на пресс, затем три спарринга – борьба и рукопашный бой. И все эти испытания не просто в один день, а сразу друг за другом без перерыва. И никаких поблажек!
Служба в рядах отряда мобильного назначения требует высокой ответственности, крепости духа, сильного характера. Благодаря выдержке, военному мастерству, навыкам ведение боя в самых разных условиях бойцы ОМОНа снискали славу поистине бесстрашных и универсальных солдат.
ММУ МВД России «Нижнетагильское»